22.12.2024

Развитие функциональной грамотности на уроках английского языкав начальных классах

На сегодняшний день вопрос формирования функциональной грамотности учащихся поставлен остро: Казахстан стремится попасть в международный рейтинг школьного образования – такой, как PIRLS и PISA. В своей работе на практике я поняла, что функциональная грамотность – это способность учеников применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Чтобы быть успешным в обучении, ребёнок должен уметь работать с информацией: уметь её находить, отделять ненужное от нужного, анализировать, обобщать, проверять факты и – что очень важно – уметь применять её через призму собственного опыта. Проблема в том, что многие педагоги дают глубокие знания по предмету, но не обучают детей применять эти знания в различных жизненных ситуациях. Педагог должен научить своих подопечных идти путём собственных находок и открытий от незнания к знанию. При этом формировать внутреннюю мотивацию к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, развивать интеллектуальный и творческий потенциал детей.


Функциональная грамотность – это не новые знания, это компетенции, готовность, способность действий с опорой на уже полученные знания по разным предметам и жизненный опыт, готовность применять знания на практике. Вообще, абсолютно все компоненты функциональной грамотности можно развивать на уроках английского языка. Какие-то в большей и какие-то – в меньшей степени. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах. Именно в этот период происходит интенсивное обучение различным видам деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию, умение работать с информацией. Достичь функциональной грамотности на уроках английского языка можно различными способами. Главное – заинтересовать ребёнка, чтобы он использовал полученные знания и умения в определённых ситуациях. Задания могут быть самыми разными, но всегда нужна опора и ресурс для выполнения этих заданий. Отличным ресурсом служит новый учебник для учеников 3 класса, разработанный издательствами Study Inn и Cambridge University Press and Assessment – это адаптированная версия известного учебно-методического комплекса Super Minds от издательства Cambridge University Press and Assessment. Давайте рассмотрим на примере данного учебника, как можно развивать некоторые компоненты функциональной грамотности на уроках английского языка в начальной школе, в частности в 3 классе.
Формирование математической и финансовой грамотности.


Само формирование математической грамотности начинается в начальной школе, когда учащиеся знакомятся с числительными от 1 до 12, в третьем классе учатся производить простые арифметические действия на английском языке. В 4 классе на уроках английского языка происходит знакомство с числительными до 100 и порядковыми числительными. Формируется финансовая грамотность, когда учащиеся учатся называть цены и разыгрывают сценки, изображающие процесс покупок продуктов в магазине, в заданиях, где учащиеся должны вычислить несколько примеров. Так, учащиеся знакомятся со словами plus (+), minus (-), к заданию можно добавить примеры на вычитание. Задания на сложение, вычитание, умножение и деление на английском языке. Например: «What is 5 plus 3?», «How many apples are there if you take away 2?», «If you have 3 groups of 4, how many in total?» и т.д.


Интеграция математики и английского языка в тематических проектах представляет собой объединение элементов математики и английского языка. Например, уже в 3 классе ученики могут исследовать геометрические формы и их названия на английском языке, создавая проектные работы, включающие описание форм, их свойств и примеры из реального мира. Данная тема есть в учебнике Super Minds, и задания адаптированы на развитие функциональной грамотности, в какой-то мере подталкивая детей на исследовательскую деятельность. В дополнение к заданиям в учебнике предлагаю проведение мультидисциплинарных игр и заданий, которые объединяют математику и английский язык. Например, игра «Math Bingo» (математическое лото), в которой ученики используют математические термины и английские числовые слова для заполнения карточек или доски.


Просмотр и обсуждение графиков и диаграмм на английском языке. Например: «How many students prefer apples? How many prefer oranges?» (Сколько учеников предпочитают яблоки? Сколько предпочитают апельсины?)
Создание простых диаграмм или таблиц с использованием данных о количестве или характеристиках объектов. Например, ученики могут составить таблицу с числом фруктов в корзине и представить это на английском языке.
Эффективны задания, которые требуют использования математических навыков для решения повседневных проблем. Например: «If you have $10 and each candy costs $0.50, how many candies can you buy?» Различные задачи на тему мер и веса, времени и денег, чтобы показать ученикам, как математика применяется в их жизни.
Эти задания помогут ученикам не только развивать свои навыки в области английского языка, но и улучшать их математическую грамотность, делая уроки более интересными и практичными.


Формирование читательской грамотности.


Читательская грамотность, на мой взгляд, – базовое направление. Это способность понимать и использовать письменные тексты, анализировать их, извлекать нужную информацию для того, чтобы расширить свои знания и возможности, учавствовать в социальной жизни. В начальной школе основной задачей является формирование технических навыков чтения на английском языке. Учебник Super Minds очень хорошо адаптирован в развитии технических навыков и составлен по принципу:
учащиеся должны овладеть буквами алфавита;
усвоить звуко-буквенные соответствия;
правильно озвучивать графический образ слова и соотносить его со значением, т.е. понимать/осмысливать читаемое;
читать по синтагмам, объединяя слова в определённые смысловые группы;
читать в естественном темпе тексты, построенные на знакомом языковом материале;
выразительно читать тексты вслух, с правильным ударением и интонацией.


Алгоритм работы по обучению чтению в учебнике Super Minds.

  1. Обучение звукам английского языка с привязкой к графическому образу. Гласные даются звуками чтения закрытого слога. Согласные звуки даются упрощённо, c [k], g [g], q [kw]. Буквосочетания sh, ch, th, ph, ee. Закрепление слухо-речедвигательных навыков и звукобуквенных соответствий. Первые навыки печатного письма букв.
  2. Знакомство с правилами чтения в закрытом слоге. Знакомство с транскрипционными знаками согласных и гласных звуков закрытого слога. Выработка и закрепление навыков чтения речевых единиц. Автоматизация чтения комбинаций согласная + гласная + согласная.
  3. Знакомство с алфавитом.
  4. Знакомство с правилами чтения в открытом слоге. Выработка навыка опознания открытого слога. Введение транскрипционных знаков гласных в открытом слоге. Чтение в естественном темпе текстов, построенных на знакомом языковом материале.

    Важно, чтобы обучение технике чтения происходило параллельно с работой над пониманием смыслового содержания текста. Работа над техникой чтения продолжается в течение всех лет обучения в общеобразовательной школе. С накоплением опыта техника чтения постепенно уходит на фоновый уровень, но продолжает оставаться необходимым условием смыслового (коммуникативного) чтения. Для этого можно включать английский детский фольклор для чтения, как основного этапа урока, как организационный момент (начало урока, считалка, физминутка), как фонетическую или речевую зарядку. Хотелось бы отметить, что учебник содержит QR-коды для доступа к аудио- и видеоматериалам, что упрощает работу учителя и доступно детям, также делает уроки более динамичными и интерактивными.

    В учебнике Super Minds подобран лексический минимум из простых слов, обозначающих предметы, действия, признаки предметов и действий, которые хорошо известны и близки миру младшего школьника, что немаловажно при обучении чтению на начальном этапе. Как правило, это названия животных, игрушек, действия и самые общие знакомые детям признаки (цвета), обозначенные словами, которые читаются по правилам чтения. Как правило, берутся короткие слова, произношение которых должно быть по силам младшему школьнику. Для формирования устойчивого навыка чтения важно научить детей узнавать или предугадывать графический образ букв, затем слов, довести этот навык до автоматизма. Для этого в учебнике предлагаются такие игры-упражнения:
  • вычеркни «лишнюю» букву;
  • впиши пропущенную букву, чтобы получилось слова (h_nd, fr_g)
  • составь слово из данных букв (brabit, onkemy, hoser)
  • узнай слово и запиши его (s-r-p-n-i-g, s-m-u-r-e-m, i-w-n-r-e-t)
  • найди слова в цепочке букв (tablechairsofamirrorcarpetbed)
  • соедини слово с изображением.

    На начальном этапе формирования читательской грамотности очень важны упражнения для совершенствования техники чтения вслух. В основе этих упражнений лежит повтор слова, фразы. Ученикам начальных классов нравятся «лесенки». С их помощью можно устроить соревнования на умение быстро прочесть фразу и превратить занятие фонетической и интонационной отработки фразы в увлекательную игру:
    My
    My little
    My little red
    My little red cat
    My little red cat likes
    My little red cat likes sweet
    My little red cat likes sweet apples.

    С учащимися 4-х классов работа по формированию и развитию читательской грамотности строится с использованием текстов разных типов. Это могут быть стихотворения, открытки, письма, рассказы, статьи из журнала, материал с сайта, диалог. Тексты, используемые в работе по развитию навыков чтения, должны соответствовать определённым требованиям.

    Одним из самых важных компонентов работы по развитию читательской грамотности является самостоятельная работа ученика с текстом. Это должно быть не просто чтение и перевод, а выполнение заданий на формирование навыков функционального чтения, т.е. чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определённого задания. Один из приёмов – «Ассоциации». Обучающимся предлагается прочитать заголовок текста и ответить на вопросы: О чём может пойти речь в тексте? Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание …? Из какого источника могла быть взята эта информация?

    Следующий приём – «Ключевые слова». Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов/фраз и выписывает их на доску. Ученики высказывают предположения о том, как данная лексика может применяться к контексту. Затем при работе с текстом проверяется правильность предположений.

    Одно из самых распространённых заданий – приём “True/ False/ Not Stated” («Верно/ Неверно/ Не указано»). Оно направлено на поиск конкретной информации в тексте. Задания могут быть сформулированы по-разному, но смысл в том, что после прочтения текста (а не опираясь на собственные знания и кругозор), учащиеся определяют, какие предложения верны/неверны и какая информация в тексте отсутствует.

    Приём «Пазлы»: учитель предварительно делит текст на несколько частей и перемешивает их. Ученики должны восстановить предложенный им текст в нужной логической последовательности. Обучающиеся могут работать в группах или индивидуально.

    Приём восстановления/заполнения пропусков «Cloze» используется для работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущены некоторые слова или информация. Задача учащихся – восстановить деформированный текст и подобрать пропущенные по смыслу слова, исходя из контекста. Этот приём может быть использован только для развития умения чтения с полным пониманием информации, т.к. заполнение пропусков невозможно без понимания всех перечисленных в тексте деталей.

    Приём «Множественный выбор» направлен на то, что учащиеся выбирают правильную информацию.
    Приём «Дефиниции»: учащиеся соотносят слова, которые встречают в тексте, с их значениями, или дефинициями.
    Это, конечно же, далеко не все приёмы, которые можно использовать на уроках английского языка в начальной и средней школе.
    Чему надо научить будущего читателя на иностранном языке?
    С позиции преподавателя суть процесса обучения чтению на английском языке состоит в том, чтобы научить будущего читателя:
  1. Правильно определить для себя цель, с которой требуется прочитать текст на иностранном языке.
  2. Выбрать вид чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое/поисковое) и адекватные приёмы, которые помогут понять текст.
  3. Распорядиться извлечённой из текста информацией в соответствии с целью, которая была поставлена перед чтением, например, обобщить информацию, аргументировать свою точку зрения, поделиться информацией с собеседником и т.д.
    Следует отметить, что важнейшим умением, которое надо формировать с самого начала обучения смысловому чтению на иностранном языке, является осознание того, что иноязычные тексты можно читать по-разному, адаптируя под поставленные цели (или решаемые коммуникативные задачи), вид чтения, применяемые приёмы и скорость чтения.
    Развитие функциональной грамотности на уроках иностранного языка действительно расширяет кругозор, формирует мировоззрение и ведёт к осознанному обучению, создаёт мотивацию для выполнения более сложных задач.

    В заключение следует сказать, что достичь развития функциональной грамотности в процессе обучения иностранному языку можно различными способами. Мною было замечено, что при применении заданий на формирование функциональной грамотности учащиеся с бо́льшим интересом учатся и легче преодолевают коммуникативные барьеры в общении.

Кушербаева Эльмира Серикпаевна, учитель английского языка, г. Алматы, КГУ «Гимназия № 83»