19.06.2024

Как технологии меняют школьные уроки

Информационные технологии активно вошли в нашу жизнь, став порой незаменимым помощником в быту, финансах, покупках или образовании. Сегодня представить современный урок без использования IT практически невозможно. Но на всех ли уроках возможно применить современные разработки и сделать обучение увлекательным? 

Учащиеся IT-лицея г. Караганды точно знают — возможно! Именно здесь впервые в республике начали использовать на уроках начальной военной и технологической подготовки симулятор тактических действий “Геотактика”.

— Узнав о возможностях симулятора на выставке Digital Bridge 2023, мы решили использовать данный симулятор, чтобы лицеисты и на таком уроке, как НВТП, могли работать в привычной для себя среде компьютерных технологий, ведь программа обучения в лицее информационных технологий построена на развитии IT-компетенций школьников, причем вне зависимости от предмета, — делится директор лицея Айгуль Манапова

Теперь стандартные занятия по топографии, огневой и тактической подготовке дополняются уроками в компьютерном кабинете. 

— Оценив программу в действии, мы решили не ограничивать  применение симулятора темами НВТП, а ввести отдельный курс, так как платформа позволяет выйти за рамки предмета и может быть использована для изучения беспилотных летательных аппаратов, артиллерии, средств связи. 

Сегодня 11-классники лицея вполне успешно осваивают в виртуальном мире то, что ранее на базе общеобразовательных школ было недоступно:  баллистику выстрела, действия механика-водителя и оператора-наводчика БМП, действия в составе отделения на местности и многое другое.

Заметим, что симулятор — это отечественная разработка специалистов из Павлодара. Именно сюда мы приехали, чтобы на месте увидеть, как происходит работа по созданию виртуальной образовательной среды. 

Один из основателей проекта Денис Зиновьев рассказал, что разработкой и совершенствованием “Геотактики” они занимаются уже более 5 лет. При моделировании вооружения и техники особое внимание уделяется соответствию тактико-техническим данным реальных образцов, максимальному сходству прицелов и баллистики боеприпасов. При этом разработчики стараются снизить аппаратные требования к компьютерам в школах, чтобы избежать затрат на закупку дорогостоящего оборудования. 

Одними из первых начали использовать симулятор в учебном процессе преподаватели военной кафедры “Торайгыров университета”, где мы воочию смогли убедиться в том, что программа имеет большой потенциал.

— Уже несколько лет мы используем “Геотактику” на своей кафедре. Это решение было поддержано руководством университета. Все преподаватели и студенты отмечают положительный эффект. Сегодня мы имеем возможность готовить будущих офицеров, используя цифровые интерактивные технологии — отмечает начальник кафедры Булат Токин. — Мы презентовали симулятор в Национальном университете обороны, где был отмечен положительный эффект использования в учебном процессе. Стоит отметить, что контент в симуляторе реализован на государственном и русском языках, в отличие  от привычной литературы, обновление и дополнение информации реализуется значительно оперативнее. 

Старший преподаватель военной кафедры, подполковник запаса Денис Леонтьев отмечает возможность проведения групповых занятий: учащиеся могут действовать в составе отделения, что позволяет им отрабатывать широкий спектр сценариев, развивать тактическое мышление, навыки управления подразделением на поле боя. С использованием компьютерных технологий, подготовка командного состава значительно облегчается, имеется возможность наглядно продемонстрировать то, что в реальности показать очень сложно, а порой и невозможно.

Подполковник Леонтьев в разговоре замечает, хорошо бы внедрить такие технологии уже со школьной скамьи, чтобы студенты приходили уже зная основы военного дела.

Повышенный интерес к инновационной программе отмечают и студенты. На занятиях стало значительно интереснее, это похоже на компьютерную игру, в процессе которой мы получаем практические знания в доступной форме, — таким мнением поделился студент первого курса Даниял Кабылкакимов

Повышение интереса учащихся к предмету с внедрением симулятора “Геотактика”, отмечает и учитель НВТП лицея информационных технологий Рауан Алин

— Применение современных образовательных технологий возрождает интерес к военному делу, положительно сказывается на патриотическом воспитании  нашей молодежи, имидже предмета НВТП, статусе учителя и учебного заведения в целом.

Цифровые технологии — в образовательный процесс! 

Станислав Кауров, Караганда — Павлодар