19.06.2024

Каким должен быть современный учебник?

Дискуссии о том, каким должен быть современный казахстанский учебник периодически возникают в педагогической среде. Кто должен его составлять, какие задания включать, на какого ученика ориентироваться? Эти и другие вопросы волнуют учителей. 

Мы решили спросить одного из авторов серии учебников издательства “ARMAN-PV baspasy” Марию Валерьевну Валову о том, каким должен быть учебник, как она относится к электронным учебникам, а также попросили поделиться секретами (Мария Валова — учитель литературы) приобщения современных школьников к чтению книг. 

— Мария Валерьевна, какова роль учебника в школьном образовании сегодня?

Сегодня, когда ученик имеет доступ к самым разным источникам информации, учебник не является единственным достоверным источником информации. 

Учебник, во-первых,  неотъемлемая часть образовательного процесса, он, как правило, соответствует политическим и социальным задачам государственной власти и общества на определенном этапе его развития.

Во-вторых, учебник – это методика преподавания учебной дисциплины в действии. Авторы учебника / УМК предлагают свой путь достижения цели.

В-третьих, учебник – это инструмент. С помощью этого инструмента учитель может помочь учащимся осмыслить учебный материал, организовать и спланировать свою деятельность. Однако важно подчеркнуть, что это возможно лишь в том случае, если учитель использует учебник целенаправленно, понимая особенности конкретного учебника, их назначение в образовательном процессе, владеет разнообразными способами, методами и приёмами организации работы школьников с учебником.

Каким же должен быть современный учебник?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, что представляет собой нынешнее поколение школьников, выросших в эпоху цифровизации, так называемое поколение Z (зеты), не знавшие мира без интернета, гаджетов, мобильных устройств. Современный учебник, на мой взгляд, должен отвечать времени, эпохе цифровизации, менталитету, потребностям казахстанского общества, в том числе его юным гражданам-зетам, которых мы обучаем. Как учитель русского языка, я считаю, что в учебниках по русскому языку должна быть в текстах информация, отражающая противоположные, разные точки зрения; противоречивые события, ситуации, требующие аналитико-синтетических действий и умений, направленных на развитие когнитивных процессов и эмоционального интеллекта. 

Важно, чтобы тексты содержали привлекательную фабулу, сюжет, сведения, цепляющие подростка за живое, удерживали его внимание, желание узнать, что будет дальше. Отбор дидактического материала для учебника русского языка в свете указанных критериев поможет школьникам эпохи цифровизации (зетам) повысить свой эмоционально-интеллектуальный и культурный уровень. 

— Кто, на ваш взгляд, должен писать учебник: ученый или учитель?

Я считаю, что в команде авторов учебников должны быть и ученые, и учителя-практики. Участие профессионалов педагогической науки – это очень важно и необходимо. Практикующие учителя значительно оживляют процесс учебы и соответственно усиливают интерес детей к учебному процессу, они держат руку на пульсе школы. 

— Как вы относитесь к электронным учебникам?

Для начала нужно определиться: что мы будем  называть электронным учебником. Электронный учебник не должен быть отсканированным вариантом печатного учебника.

Электронный учебник  обладает рядом характеристик: гипертекст, гипермедиа (дополнительная видеоинформация или анимированные клипы, сопровождающие разделы курса, трудные для понимания в текстовом изложении); аудио- или видеолекции учителей (изложение учебного материала должно быть построено так, что можно увидеть структуру лекции, и обучаемый имеет возможность повторить любой фрагмент лекции, нажав на нужный раздел); аудиоинформация (учащийся может прослушать правильное звучание слов – ударение, произношение тех иных звуков); контрольные, практические задания, а также задания для самопроверки знаний по каждому смысловому фрагменту раздела.

Таким образом, можно заметить, что достоинств в использовании электронных учебников больше, чем недостатков. Электронный учебник приводит к улучшению учебного процесса, к положительному влиянию на учащегося, формирует информационную культуру, способствует улучшению усвоения новых знаний, развивает мышление. Электронный учебник помогает решать современные задачи обучения, обеспечивает индивидуализацию образовательного процесса. Но это при условии, если электронный учебник грамотно выстроен!

Мария Валерьевна, как заинтересовать ученика книгой в эпоху гаджетов?

Дети много времени проводят в интернете, там они быстро и легко получают  удовольствие и быстрые впечатления. Чтение книги – о более глубоком погружении, о чтении и представлении того, что там происходит, о совсем других психологических процессах. И это труднее. Смотреть видео на ютюбе гораздо легче, чем читать, размышлять и обсуждать.

Чтобы заинтересовать ученика, книга должна быть особенной. Любовь к чтению обязательно проснется, когда ребенок повстречает свою книгу. Она есть у каждого, и именно с нее начинается дружба с литературой. Надо позволить подростку отойти от школьной программы. 

Отношения родителей и учителей – это один из тех каналов, которые можно использовать. В своей практике мы проводим читательские конференции, где принимают участие учащиеся, учителя, родители, психолог. Все вместе читаем одну книгу, а потом ее обсуждаем. Пока дети читают, а читают на переменах,  дома, они бурно ее обсуждают. А сама читательская конференция проходит всегда азартно, с бурными дискуссиями. На конференции родители видят своих детей с другой стороны. Дети лучше начинают понимают своих родителей. 

Я стараюсь выбирать для обсуждения  книги современные, интересные для их возраста. Даже если кто-то и не прочитал, после таких обсуждений он обязательно возьмет в руки книгу. 

Таким  образом, чтобы заинтересовать подростка книгой, надо подсказать  выбор книги, вместе с родителями, учителями  читать, обсуждать. А когда ребенок почувствует удовольствие от этого процесса, он начнет уже сам выбирать книги и читать.

— Спасибо за интервью! Вам новых творческих высот, а всем нам качественных учебников!

Станислав Кауров, фото Е. Бескорсая